Метеостанция Павелец

Метеорологическая станция Павелец организована в конце апреля 1922 года управлением Рязано-Уральской железной дороги.

Метеоплощадка находилась в непосредственной близости от железнодорожного вокзала. Метеоплощадка переносилась дважды: в 1930 г, в 1943г и осталась там до настоящего времени.

На площадке были установлены психрометрическая будка, дождемер и флюгер с легкой доской. Барометр чашечный был установлен в здании железнодорожного телеграфа. До 1924 г метеостанция работала по программе 3 разряда. Работа метеостанции заключалась в производстве трех срочных наблюдений в 7 ч, 13 ч и 21 ч. В зиму 1923/24гг. были организованы декадные снегосъёмки. Весь материал направлялся в г.Саратов в управление Рязано - Уральской железной дороги.

В 1930 году МС была переведена в состав гидрометслужбы.

23 ноября 1941года, вследствие оккупации местности немцами, все наблюдения на метеостанции прекратились. Весь архивный материал, все метеоприборы были уложены в ящики и спрятаны на чердаке. Советская подрывная команда производила взрывы нужных железнодорожных объектов. Железнодорожная станция была охвачена пожарищем, станционные пути мертвы. 24 ноября 1941 года к вечеру в пределы железнодорожной станции Павелец вошёл небольшой отряд немцев. Они расквартировываются во всех железнодорожных домах, в том числе и в доме, где находилась метеостанция. Всё спрятанное имущество станции разбросано и расхищено. На площадке уцелели: будка самописцев, психрометрическая будка и флюгер. Барометр был разбит.

Утром 7 декабря 1941 г. Павелецкий железнодорожный узел занимает разведывательный отряд советских войск. 5 января 1942 года на Павелецком железнодорожном узле восстановлена телеграфно-телефонная связь и с 12 часов метеостанция возобновила наблюдения по штормовому обслуживанию авиации и железнодорожного транспорта.

Потом метеостанция была дооборудована до 2 разряда и с 1 января 1943 года станции присвоен тип № 10. 20 октября 1943 года в помещении метеостанции был установлен новый чашечный барометр (стоит по настоящее время), и с 19 ч начаты по нему наблюдения.

В 1946 году начаты фенологические наблюдения.

Станция реперная, чугунный рельс заложен на углу паровозного депо ст. Павелец Московской железной дороги. В период 1959-1961гг. в связи с организацией улицы Комсомольской было построено новое здание метеостанции, которое функционирует по настоящее время. С 1955 года на метеостанции проводятся актинометрические, а с 1957года теплобалансовые наблюдения.

2016 г.

Программа наблюдений включает проведение шести срочных актинометрических наблюдений, выполняются вручную в установленные сроки при помощи измерительных приборов и актинометрических датчиков. Во время наблюдений проводятся измерения для определения прямой солнечной радиации, рассеянной, отраженной радиации и радиационного баланса. В объём теплобалансовых наблюдений входит измерение радиационного баланса и его составляющих, измерение температуры и влажности воздуха на уровнях, измерение скорости ветра на уровнях, измерение температуры деятельной поверхности и температуры на глубинах.

24 июня 2004 г установлен ПК для обработки гидрометеорологической информации, Затем был установлен автоматический метеорологический комплекс АМК в 2011 г. Работа на нём ведётся по настоящее время.

2011 г.

В 2017 году метеостанции отметит 95-летний юбилей с начала метеорологических наблюдений.

в июне 2005 г. на МС Павелец установлен «Радиотерминал» для передачи информации с помощью ИСЗ

22 ноября 2005 г. впервые была организована передача информации из МС Павелец в Рязань посредством сотовой связи

в ноябре 2007 г. закончен капитальный ремонт здания МС Павелец В ноябре закончен ремонт здания метеостанции Павелец: заменена крыша, окна, укреплен фундамент, выполнена пристройка, санузел, отремонтированы полы. Выполнен декоративный ремонт внутри и снаружи здания. Установлена ограда вокруг территории.

Нина Ивановна Костева – старейший актинометрист МС Павелец (более 40 лет возглавляла актинометрическую группу