Метеостанция Павелец
Юбилей в Павельце – 100 лет метеонаблюдений!
Павелец – рабочий посёлок в Скопинском районе Рязанской области, примерно в 120 км на юго-восток от г.Рязани. Возникновение и развитие посёлка связывается со строительством в 1900 г. станции Рязано-Уральской железной дороги (ныне станция “Павелец-Тульский” Московской железной дороги).
Метеорологические наблюдения в Павельце были организованы 01.01.1922 г. первоначально для нужд железнодорожного транспорта.
Высотный репер станции (чугунный рельс) заложен на углу здания паровозного депо. На метеоплощадке, первоначально расположенной в непосредственной близости от вокзала, были установлены психрометрическая будка, дождемер и флюгер с легкой доской. Чашечный барометр был установлен в здании железнодорожного телеграфа. До 1924 г. метеостанция работала по программе М-III, производила трехсрочные наблюдения в 7, 13 и 21 ч. Зимой 1923/24 гг. были организованы первые снегосъёмки. Весь материал направлялся в г.Саратов (в Управу Рязано-Уральской железной дороги).
В 1930 году метеостанция была переведена в состав гидрометслужбы, метеоплощадку в тот же год перенесли.
23 ноября 1941 года, вследствие угрозы оккупации, все наблюдения на метеостанции прекратились. Архивный материал и метеоприборы были уложены в ящики и спрятаны на чердаке. Советская подрывная команда производила взрывы железнодорожных объектов, станция была охвачена пожарами. О тех далеких событиях красноречиво повествует запись в журнале истории станции (рис.).
Рис. Фрагмент страницы в журнале истории станции
Вечером 24 ноября 1941 года в пределы железнодорожной станции Павелец вошёл небольшой отряд немцев. Они расквартировываются в домах при железной дороге, в том числе и в здании метеостанции. Всё спрятанное имущество станции было обнаружено, разбросано и расхищено, барометр и термометры разбиты. На площадке уцелели только будка самописцев, психрометрическая будка и флюгер.
Утром 7 декабря 1941 г. Павелецкий железнодорожный узел занимает разведывательный отряд советских войск. 5 января 1942 года на Павелецком железнодорожном узле восстановлена телеграфно-телефонная связь и с 12 часов метеостанция возобновила наблюдения по штормовому обслуживанию авиации и железнодорожного транспорта.
Метеоплощадку в годы войны снова перенесли. Станция была дооборудована до 2 разряда и с 1 января 1943 года ей присвоен тип №10. В октябре 1943 года был установлен новый чашечный барометр.
В 1946 году в программу станции включены фенологические наблюдения.
С 1955 года на метеостанции освоены актинометрические, а с 1957 года – теплобалансовые и градиентные наблюдения.
В период 1959-1961 гг. в связи с формированием новой улицы поселка – Комсомольской, было построено новое здание метеостанции (рис.), которое функционирует по настоящее время.
Рис. Здание метеостанции Павелец 2005 год (слева) и 2017 год (справа)
В 1968 году установлены приборы-интеграторы для получения суточных данных суммарной и рассеянной радиации.
Деятельность станции по изучению режима солнечной радиации сотрудники станции связывают в первую очередь с работой Костевой Нины Ивановны – старейшего актинометриста метеостанции Павелец (рис.).
Костева Н.И. проработала на метеостанции более 48 лет (1963-2012 гг.). «Ударник коммунистического труда», "Победитель социалистического соревнования", "Почетная грамота Росгидромета", «Ветеран труда» – вот неполный перечень наград и званий Нины Ивановны за многолетний добросовестный труд.
Рис. Метеорологи за работой (Н.И. Костева – слева, Л.Н. Артемова – справа), 2004 г.
В 2004 г. (УРА!) установлен первый персональный компьютер для станции, оснащенный программой “Персона” для обработки гидрометеорологической информации (рис.).